Неру́да Пабло (Neruda), настоящее имя Нефтали Рикардо Рейес Басоальто (Reyes Basoalto) (1904-1973), чилийский поэт. В 1949-1952 в эмиграции. В ранней лирике (сборник «Двадцать стихотворений о любви и одна песня отчаяния», 1924; «Местожительство - земля», ч. 1-2, 1933-1935) - трагическое неприятие мира, мотивы тоски и одиночества. Антифашистские, гражданские и социальные стихи: сборник «Испания в сердце» (1937), две «Песни любви Сталинграду» (1942-1943); лироэпическая поэма о судьбе Латинской Америки «Всеобщая песнь» (1950); лирико-философские «Оды изначальным вещам» (1954-1957), поэтическая автобиография «Мемориал Чёрного острова» (т. 1-5, 1964). Драма «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1967). Книга воспоминаний «Признаюсь: я жил» (опубликована в 1974). Член ЦК КП Чили с 1958. Нобелевская премия (1971).
* * *
НЕРУДА Пабло - НЕРУ́ДА (Neruda) Пабло (наст. имя и фам. Нефтали Рикардо Элиесер Рейес Басоальто) (12 июля 1904, Парраль - 23 сентября 1973, Сантьяго-де-Чили), чилийский поэт, дипломат, общественный деятель. Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1953), Нобелевская премия по литературе (1971).
Первые стихотворные опыты лицеиста Рикардо Рейеса получили одобрение Габриелы Мистраль (см. МИСТРАЛЬ Габриела). Становление творческой личности будущего поэта в огромной степени обязано прочитанным им в юности книгам (Ницше, Д"Аннунцио, Уитмен, русские писатели). В 1920-е гг. появился поэт Пабло Неруда, автор все еще подражательных лирических стихотворений.
В 1921 поступил на отделение французского языка университета Сант-Яго, но проучившись четыре года, бросил его. В 1920-е гг. одна за другой выходят книги его стихотворений: «Сумраки» (1923), затем знаменитые «Двадцать стихотворений о любви и одна песнь отчаянья» (1924). Одновременно он начал писать стихи, составившие сборник «Страждущий пращник» (опубликован в 1933). В основном это любовная лирика, вдохновленная абстрактным идеалом возлюбленной. Все эти произведения, несущие на себе ощутимые следы подражаний, составили поэтический цикл, основная тема которого - неутолимая любовная страсть, переходящая в безотчетную и безысходную тоску, неодолимую жажду вырваться на мировой простор, схватиться со стихиями.
Все самые глубинные творческие и личностные притязания Неруды воплотятся в книге «Попытка бесконечного человека» (1926). Эта герметичная, метафизическая поэзия» отразила мучительные поиски новых онтологических оснований, которыми были заняты крупнейшие мировые художники того времени.
В 1927 он занял пост посла Чили в Рангуне. Парадоксальным образом цветущая экзотика Юго-Восточной Азии послужила всего лишь катализатором, обострившим прежнее состояние тоски и уныния («Местопребывание - Земля», 1925-1931). Здесь Я поэта обретает вневременное, всепространственное измерение, соотносимое со всем бытием, которое окрашено в тона беспредельной тоски по вселенскому абсолюту. Присущее Неруде метафизическое восприятие бытия обращается в книге в восприятие мира как драматически многосложного единства, в котором все взаимосвязано.
Новый этап поиска материализовался уже через год в Испании, куда поэт был послан сначала в Барселону, затем в Мадрид. Здесь в 1935 вышли оба тома его «Местопребываний». Назвав свою очередную книгу прежним именем с новым порядковым номером, Неруда по-своему лукавил: таким образом он стремился обозначить и преемственность и одновременно новизну только что созданных стихов. В новой книге заметен существенный сдвиг в сторону десубъективации поэтического слова.
Вписаться в контекст мировой истории Неруду заставила вспыхнувшая в Испании Гражданская война (см. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ 1936-39). Пабло Неруда встал на сторону сражающихся республиканцев. За это он был снят с должности, перебрался в Париж и всецело посвятил себя организации помощи испанским республиканцам. Испания сделала Неруду не только поэтом-трибуном, но и эпическим поэтом - это новое качество ярко выразилось в книге «Испания в сердце. Гимн во славу сражающегося народа» (1937).
В начале 1940 Неруда получил новое назначение - пост консула в Мехико, с которого был отозван в 1943, так как самовольно выдал чилийскую визу Д. Сикейросу (см. СИКЕЙРОС Давид), искавшему политического убежища. За три года пребывания в стране он не только впитал в себя всю Мексику, но и посетил Кубу, Гватемалу, Колумбию, Перу.
В 1950 в Мексике вышла его «Всеобщая песнь». Огромный роскошный том, оформленный Д. Риверой (см. РИВЕРА Диего) и Д. Сикейросом (см. СИКЕЙРОС Давид) сразу же разошелся и вскоре был нелегально напечатан в Чили. Эта книга реально воплотила намерение поэта «создать всеобъемлющую картину мира» в формах, соответствующих его миропредставлению. «Всеобщая песнь» - это многоплановое, многотемное произведение, структурированное двумя проблемными темами: образом поэта и образом народа, которые выступают в роли вершителей и участников вселенской мистерии, космического действа.
В 1949 Неруда тайно покинул Чили, чтобы выступить в Париже на Всемирном конгрессе сторонников мира. С этого момента для поэта началась новая пора странствий. После Франции он посетил СССР, где позднее бывал неоднократно, затем - Польшу, Чехословакию, Румынию, Венгрию. В этот период увлекающийся Неруда был до крайности политизирован. Он выступал с резкими, наивными заявлениями, писал стихи-агитки. Подлинного прорыва в новое измерение своего творчества поэт достиг лишь в цикле «Оды изначальным вещам», ставшим своего рода аналогом циклу «Местопребываний». Сама его личность во всех разнородных и многообразных проявлениях явила собой живой образец не знающего меры и края латиноамериканского универсализма.
Следующим этапом поэзии Неруды стала книга, названная несуществующим, труднопереводимым и грамматически неправильным словом «Эстравагарио» (1958). Это самая философичная книга поэта, интонация ее тиха и грустна, стихи просты и элегичны. В сущности, эта книга может быть рассмотрена как еще одна попытка поэта обрести себя в насущно необходимой для него среде - множественности жизненных явлений.
В 1959 увидели свет «Сто сонетов о любви», в которой поэт воспевает любимую, но сосредоточен был, скорее, на собственной чувственности, которая определяет его отношение к миру. «Я люблю для того, чтоб любить, / чтобы снова начать бесконечность...».
В 1960-е годы Неруда вел активную политическую и общественную деятельность, принимал участи в предвыборной кампании С. Альенде (см. АЛЬЕНДЕ ГОССЕНС Сальвадор), посетил снова СССР, Польшу, Болгарию, Румынию, Чехословакию, надолго останавливался в Париже. По-прежнему много писал, но тональность его поэзии изменилась. Теперь единицей его поэтического мышления оказывается не стихотворение, а книга.
С 1966 создавал своего рода стихотворные блоки, каждый из которых дублирует какую-то из граней уже кристаллизовавшейся поэтики («Птицы Чили», 1966, «Баркарола», 1967, «Руки дня», 1968, «Светопреставление», 1969, «Все еще», 1969, а также драматическая поэма «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», 1967). Основа этих блоков определялась все тем же безудержным, неуемным стремлением объять необъятное, описать неописуемое, выразить невыразимое.
В 1969 Неруда баллотировался на пост президента от коммунистической партии, а собрав голоса в свою пользу, уступил пост Альенде. Победа блока Народное единство в 1970, хотя и обеспеченная очень относительным перевесом, наполнила легко воспламеняющегося Неруду эйфорией. Он выпустил поэтический сборник «Камни Чили» своего рода дополнение к «Птицам Чили», где камни теряют свою тяжеловесную природу и воспаряют ввысь. Силы покидали его, он подолгу болел. Однако физическое нездоровье не помешало поэту выпустить книгу любовной лирики «Огненный меч» (1970).
Пабло Неруда умер вскоре после путча в Чили. Уже после смерти писателя в 1974 вышла книга его воспоминаний под названием «Признаюсь: я жил» и несколько поэтических сборников, итоговым среди которых представляется «Книга вопросов». Поэзия Неруды запечатлела во всей ее стихийной противоречивости, множественности и трагической нецельности самое бытие Латинской Америки - той Америки, которую он представлял и своей жизнью, и своим творчеством.